Каково фаундерам в России: венчурный рынок — всё?
На мировом рынке третий год длится «венчурная зима». Из-за повышения процентных ставок инвесторы перестают вкладываться в стартапы и предпочитают перекладывать деньги в менее рисковые активы. От этого страдают и фаундеры: им становится тяжелее привлекать инвестиции для собственных проектов.
Если смотреть на официальные цифры, всё совсем плачевно. Мы видим падение чуть ли не в 50 раз: процент венчурных сделок в России почти нулевой.
Несмотря на ситуацию в экономике, стартапы получают инвестиции гораздо чаще, чем показывает статистика. Дело в том, что многие венчурные сделки не разглашаются: если стартап не стал успешным, инвесторы и фаундеры держат информацию об инвестициях в тайне. Именно поэтому рынок попросту не узнаёт о них.
Для России «зима» осложняется тем, что здесь венчурный рынок почти не сформирован. Многие отечественные проекты создаются по принципу from zero day — так, чтобы они начали приносить выручку уже через полгода. Этот формат слабо подходит стартапам, так как многие из них «растут» несколько лет и только потом начинают приносить доход и окупаться.
Венчурная зима на мировом рынке продлится до момента снижения процентных ставок — возможно, где-то через год ситуация будет улучшаться. Падение сменится ростом, и экономика реанимируется.
Несмотря на кризис, многие корпорации готовы инвестировать в стартапы. Но у них изменились ожидания: компании хотят видеть больше проработанных технологий, поэтому дольше обсуждают сделки с фаундерами. Чтобы инвестировать, бизнесу нужна гарантия надёжности проекта.
Стартапы в России: есть ли разница с корпоративным акселератором?
Жизненный путь отечественного стартапа отличается от классической схемы на Западе. Большинство иностранных проектов сначала привлекают инвесторов, несколько лет разрабатывают продукт и только потом выводят его на рынок.
В России инвестором часто становится корпорация. Она вкладывается в проект на ранней стадии, когда он ещё не приносит дохода, из-за чего стирается грань между корпоративным акселератором и венчурным фондом. Так стартап становится похож на заказную разработку для конкретной корпорации.
Также на отечественном рынке меньше конкуренция среди инвесторов. Из-за этого фаундерам сложнее привлечь инвестиции — приходится соглашаться на невыгодные условия и проигрывать в переговорах с корпорациями.
Когда существует конкуренция, ты можешь вписать условия, которые будут справедливы для обеих сторон. Многие венчурные сделки проваливаются, потому что фаундеры соглашаются на условия, которые невозможно выполнить.
Крупные компании продавливают свои требования, потому что им нужен надёжный рабочий продукт. Для них не так важны идеи фаундера, как его технические навыки, поэтому корпорации вкладываются в стартапы, созданные сильными CTO-специалистами.
Что важнее для фаундера: технические навыки или умение продавать
Идеальный набор навыков зависит от целей фаундера. Если его задача — стать партнёром корпорации, технические знания важнее, ведь чаще всего компании продают продукт самостоятельно, а для этого им нужна уверенность в его работоспособности. Корпорации хотят видеть технический опыт специалиста, а фаундер-продажник для них — лишний риск получить недоработанную технологию.
Но если основатель хочет вырастить стартап как собственный проект, а не корпоративный заказ, на ранней стадии он должен отвечать и за продажи. Ведь технологию нельзя создавать в отрыве от рынка: необходимо чувствовать аудиторию, взаимодействовать с людьми и с помощью этого опыта улучшать продукт.
Продажи — это не только умение продать свой продукт. Ты должен продать людям вакансию, чтобы они у тебя работали. Ты общаешься с клиентами, развиваешь партнёрские отношения — всё это продажи.
Если фаундер хорошо разбирается в технической части, но ничего не понимает в продажах, он не учится масштабировать и растить бизнес. Когда фаундер разбирается в продажах, но слаб в технической части, он теряет контроль над продуктом и не может отвечать за его надёжность. Обе крайности могут убить капитализацию стартапа.
Кому стоит становиться фаундером: напутствия от спикеров
Путь к созданию стартапа индивидуален. Технический специалист может освоить навыки продаж, чтобы привлечь больше инвестиций и улучшить продукт, общаясь с пользователями и собирая обратную связь. Фаундер-продажник может изучить техническую часть, чтобы лучше понимать технологию и сделать её надёжнее.
Но в стартапах редко удаётся заработать большие деньги. Если главная цель специалиста — получать больше прибыли, ему стоит рассмотреть работу в корпорации.
Заниматься технологическим предпринимательством в роли фаундера, чтобы зарабатывать деньги, — бесполезно. Если хочешь зарабатывать деньги, лучше идти в корпорации. Также можно стать кофаундером — эта позиция защитит от возможных рисков, а в случае успеха стартапа даст право на значительную часть прибыли.
Деньги проще зарабатывать в найме. А если тебя прёт от того, что ты реализуешь какую-то идею, это рано или поздно вытолкнет тебя на создание стартапа.
Я видел людей, которых прёт от того, что они делают. Они пытаются делать что-то много лет подряд, но это не приносит денег. В такие моменты полезно остановиться и что-то поменять. Возможно, попробовать работу в корпорате и посмотреть на неё изнутри.