Нас и здесь неплохо кормят. Стоит ли создавать стартап ради денег?

НачалоСудьба венчурного рынка в РФРаботать ли с корпорациямиГлавные навыки для фаундераКому становиться фаундером

Два известных фаундера, управляющий директор стартап-студии и ИТ-эксперт обсудили, как привлечь инвестиции в условиях «венчурной зимы», к чему приведёт несовпадение в ожиданиях фаундера и инвестора, а также нужно ли фаундеру уметь продавать. И главный вопрос: куда идти за деньгами — на «свободный» венчурный рынок или в корпоративный инкубатор?

На мировом рынке третий год длится «венчурная зима». Из-за повышения процентных ставок инвесторы перестают вкладываться в стартапы и предпочитают перекладывать деньги в менее рисковые активы. От этого страдают и фаундеры: им становится тяжелее привлекать инвестиции для собственных проектов.

Если смотреть на официальные цифры, всё совсем плачевно. Мы видим падение чуть ли не в 50 раз: процент венчурных сделок в России почти нулевой.

 
Алексей Постернак
Сооснователь, INTEMA

Несмотря на ситуацию в экономике, стартапы получают инвестиции гораздо чаще, чем показывает статистика. Дело в том, что многие венчурные сделки не разглашаются: если стартап не стал успешным, инвесторы и фаундеры держат информацию об инвестициях в тайне. Именно поэтому рынок попросту не узнаёт о них.

Для России «зима» осложняется тем, что здесь венчурный рынок почти не сформирован. Многие отечественные проекты создаются по принципу from zero day — так, чтобы они начали приносить выручку уже через полгода. Этот формат слабо подходит стартапам, так как многие из них «растут» несколько лет и только потом начинают приносить доход и окупаться.

Венчурная зима на мировом рынке продлится до момента снижения процентных ставок — возможно, где-то через год ситуация будет улучшаться. Падение сменится ростом, и экономика реанимируется.

 
Алексей Постернак
Сооснователь, INTEMA

Несмотря на кризис, многие корпорации готовы инвестировать в стартапы. Но у них изменились ожидания: компании хотят видеть больше проработанных технологий, поэтому дольше обсуждают сделки с фаундерами. Чтобы инвестировать, бизнесу нужна гарантия надёжности проекта.

Жизненный путь отечественного стартапа отличается от классической схемы на Западе. Большинство иностранных проектов сначала привлекают инвесторов, несколько лет разрабатывают продукт и только потом выводят его на рынок.

В России инвестором часто становится корпорация. Она вкладывается в проект на ранней стадии, когда он ещё не приносит дохода, из-за чего стирается грань между корпоративным акселератором и венчурным фондом. Так стартап становится похож на заказную разработку для конкретной корпорации.

Также на отечественном рынке меньше конкуренция среди инвесторов. Из-за этого фаундерам сложнее привлечь инвестиции — приходится соглашаться на невыгодные условия и проигрывать в переговорах с корпорациями.

Когда существует конкуренция, ты можешь вписать условия, которые будут справедливы для обеих сторон. Многие венчурные сделки проваливаются, потому что фаундеры соглашаются на условия, которые невозможно выполнить.

 
Алексей Хахунов
Основатель, Dbrain/Maslov.ai

Крупные компании продавливают свои требования, потому что им нужен надёжный рабочий продукт. Для них не так важны идеи фаундера, как его технические навыки, поэтому корпорации вкладываются в стартапы, созданные сильными CTO-специалистами.

Идеальный набор навыков зависит от целей фаундера. Если его задача — стать партнёром корпорации, технические знания важнее, ведь чаще всего компании продают продукт самостоятельно, а для этого им нужна уверенность в его работоспособности. Корпорации хотят видеть технический опыт специалиста, а фаундер-продажник для них — лишний риск получить недоработанную технологию.

Но если основатель хочет вырастить стартап как собственный проект, а не корпоративный заказ, на ранней стадии он должен отвечать и за продажи. Ведь технологию нельзя создавать в отрыве от рынка: необходимо чувствовать аудиторию, взаимодействовать с людьми и с помощью этого опыта улучшать продукт.

Продажи — это не только умение продать свой продукт. Ты должен продать людям вакансию, чтобы они у тебя работали. Ты общаешься с клиентами, развиваешь партнёрские отношения — всё это продажи.

 
Алексей Хахунов
Основатель, Dbrain/Maslov.ai

Если фаундер хорошо разбирается в технической части, но ничего не понимает в продажах, он не учится масштабировать и растить бизнес. Когда фаундер разбирается в продажах, но слаб в технической части, он теряет контроль над продуктом и не может отвечать за его надёжность. Обе крайности могут убить капитализацию стартапа.

Путь к созданию стартапа индивидуален. Технический специалист может освоить навыки продаж, чтобы привлечь больше инвестиций и улучшить продукт, общаясь с пользователями и собирая обратную связь. Фаундер-продажник может изучить техническую часть, чтобы лучше понимать технологию и сделать её надёжнее.

Но в стартапах редко удаётся заработать большие деньги. Если главная цель специалиста — получать больше прибыли, ему стоит рассмотреть работу в корпорации.

Заниматься технологическим предпринимательством в роли фаундера, чтобы зарабатывать деньги, — бесполезно. Если хочешь зарабатывать деньги, лучше идти в корпорации. Также можно стать кофаундером — эта позиция защитит от возможных рисков, а в случае успеха стартапа даст право на значительную часть прибыли.

 
Алексей Хахунов
Основатель, Dbrain/Maslov.ai

Деньги проще зарабатывать в найме. А если тебя прёт от того, что ты реализуешь какую-то идею, это рано или поздно вытолкнет тебя на создание стартапа.

 
Виталий Мзоков
Управляющий директор, стартап-студия АО «ГЛОНАСС»

Я видел людей, которых прёт от того, что они делают. Они пытаются делать что-то много лет подряд, но это не приносит денег. В такие моменты полезно остановиться и что-то поменять. Возможно, попробовать работу в корпорате и посмотреть на неё изнутри.

 
Алексей Постернак
Сооснователь, INTEMA
  1. Привлечь инвестиции становится сложнее из-за «венчурной зимы». Но найти деньги всё ещё можно — в стартапы часто инвестируют корпорации.
  2. Путь стартапа в России тесно связан с корпоративным акселератором. Бизнесу важно видеть проработанные решения от фаундеров с сильными техническими навыками.
  3. Чтобы развивать проект, фаундер должен как знать техническую часть продукта, так и уметь его продать. Продавать — значит привлекать сотрудников, общаться с клиентами и развивать партнёрские отношения.
  4. Фаундерами становятся те, кто хочет реализовать идею. Заработать на стартапе большие деньги — редкость, для этого лучше работать в корпорации. Также позиция сотрудника в компании поможет найти новые идеи для собственных проектов.

Поделитесь увиденным

Скопировать ссылку
ТелеграмВКонтакте