Опыт Авито: как со второй попытки написать техстратегию

НачалоЧто такое техстратегияНеудачная попытка стратегииУдачная попытка стратегииЧто делать с ней дальшеВыводы и рекомендации

Много кто слышал слово «техстратегия», но мало кто знает, как она должна выглядеть. Анатолий Панов рассказывает, как написал несколько технических стратегий для Авито. В докладе делится удачными и неудачными решениями, подводными камнями, которые могут встретиться.

Мне очень нравится определение стратегии, которое даёт Уилл Ларсон, автор книг по инженерному менеджменту. Он говорит, что стратегия — это:

  • Честная диагностика проблем
  • Решения, которые отвечают найденным проблемам
  • Конкретный план действий

Для меня стратегия — это видение того, куда нужно развивать технологии на горизонте примерно трёх лет. И если у нас есть какая-то цель, это не значит, что мы упорно движемся к ней три года, никуда не сворачивая. Стратегия должна быть гибкой, как Agile или Scruam, и постоянно учитывать меняющиеся обстоятельства.

Зачем нужна техстратегия?

  • Задаёт направление для движения
  • Даёт командам самостоятельность
  • Позволяет зафиксировать сложные выборы в команде
  • Заставляет подумать о новых возможностях для бизнеса

Стратегия — это не просто план, который есть в голове, и мы ему следуем. В первую очередь, это документ, который нужно написать. На документ можно сослаться, если есть вопросы, можно подтвердить договорённости и выборы, которые когда-то сделали. Его можно отдать на ревью, показать стейкхолдерам, обновить. В общем, с документом удобно работать и использовать его по-разному.

Три года назад я руководил тремя вертикалями в Авито: Авто, Недвижимость и Работа. У этих направлений не было общих целей по продукту и бизнесу, все двигались с разной скоростью и в разные стороны, и с точки зрения технологий пересечений тоже было мало.

Тогда я подумал написать для каждой вертикали свою техстратегию. Моей целью было выстроить самостоятельные команды, предложить новые возможности для бизнеса и потом собрать общую стратегию, которая позволила бы технологически двигаться в одном направлении. Мы с командой старались полгода, но не написали ни одного документа. Зато получили ценный опыт и сделали выводы.

Почему не получилось:

  • Не понимали, о чём писать в техстратегии и что она должна содержать
  • Не смогли применить теорию из книг по бизнесу к технологическим реалиям
  • Не все в команде поверили в полезность техстратегии
  • Не было командной работы — каждый делал свою стратегию

Через полтора года я решил попробовать ещё раз. Тогда я уже стал CTO Авито Товаров и решил все горячие проблемы — собрал команду и выстроил процессы. Передо мной встал вопрос: «Что делать дальше?»

В отличие от предыдущего раза я уже видел общие проекты и точки пересечения команд внутри вертикали. На примере общей стратегии мне хотелось научить менеджеров самостоятельно готовить подобные техстратегии для своих команд. И заодно я решил избавиться от чайка-менеджмента, когда я неожиданно «прилетал» в проект и говорил, кому и что делать.

Как писал техстратегию в этот раз с учётом прошлого опыта:

👉 Вместо книжек обратился за помощью экспертов, которые делали в Авито бизнес-стратегии, но технические ещё не писали.
👉 Ответил себе на вопрос: «Зачем нужна техстратегия?» Это помогло сформировать примерный план, какие пункты должны быть в документе.
👉 Собрал командные воркшопы. Мы провели несколько встреч, где обсудили проблемы, возможные решения, идеи для развития и сформировали общее видение.

Вот какие темы для встреч у нас были:

  • Обзор технической и бизнес-стратегий — 3 часа
  • Проблемы и вызовы — 3 часа
  • Целевое видение вертикали Авито Товаров — 3 часа
  • Целевая архитектура — 1 раз в 2 недели, 2–3 месяца

👉 Организовал работу над документом. После воркшопов получился длинный список вызовов, действий и картинок с целевой архитектурой. Собрали всё это в стандартном для Авито формате — в стиле страничных документов Amazon.

После этого части документа распределили в команде, каждый писал свою часть самостоятельно или в небольших группах. Время от времени мы собирались все вместе, смотрели, что получается, обсуждали и корректировали.

👉 Сформировал финальное видение. Это оказалась самая сложная часть — из большого списка, что у нас получился, нужно было всё сгруппировать, определить приоритетность и связать между собой.

В итоге у нас получилась такая структура:

Если на неё внимательно посмотреть, можно увидеть три блока, о которых я говорил в самом начале:

  • Диагностика и вызовы
  • Что будем делать по-другому
  • Какие результаты получим

Весь документ потом превратился в стратегический фреймворк, который ребята стали использовать в своих внутренних стратегиях. Другие команды Авито тоже им воспользовались. Я очень хотел, чтобы стратегия превратилась в живой процесс, который бы мы реализовывали.

Чтобы техстратегия потом работала, можно обратиться к инструменту, который называется «Цикл Деминга». На самом деле он подходит для любого процесса, и его можно применять где угодно.

Мы с командой работали примерно по такой схеме:

1️⃣ Планирование. Что собираемся сделать?
2️⃣ Реализация. Что делаем?
3️⃣ Оценка. Какие получились результаты?
4️⃣ Действия. Что можем улучшить?

И так по кругу, пока проект не закончится.

В заключение хотелось бы подвести итоги, что изменилось с появлением техстратегии и какие результаты получились. А также дать рекомендации тем, кто пишет стратегию в первый раз.

Что изменилось с появлением техстратегии:

  • Команды стали более самостоятельными
  • У нас появилось два новых проекта (TRX-платформа и DOMA)
  • Три проекта вошли в общую стратегию Авито

Что бы я посоветовал себе три года назад:

  • Ответить себе и команде на вопрос: «Зачем нам стратегия?»
  • Если книжки не помогают — зови экспертов
  • Работай над стратегией с командой — это отличный тимбилдинг
  • Будь готов к самому сложному — формировать финальное видение стратегии

Поделитесь увиденным

Скопировать ссылку
ТелеграмВКонтакте