Что такое стратегия и зачем она нужна
Мне очень нравится определение стратегии, которое даёт Уилл Ларсон, автор книг по инженерному менеджменту. Он говорит, что стратегия — это:
- Честная диагностика проблем
- Решения, которые отвечают найденным проблемам
- Конкретный план действий
Для меня стратегия — это видение того, куда нужно развивать технологии на горизонте примерно трёх лет. И если у нас есть какая-то цель, это не значит, что мы упорно движемся к ней три года, никуда не сворачивая. Стратегия должна быть гибкой, как Agile или Scruam, и постоянно учитывать меняющиеся обстоятельства.
Зачем нужна техстратегия?
- Задаёт направление для движения
- Даёт командам самостоятельность
- Позволяет зафиксировать сложные выборы в команде
- Заставляет подумать о новых возможностях для бизнеса
Стратегия — это не просто план, который есть в голове, и мы ему следуем. В первую очередь, это документ, который нужно написать. На документ можно сослаться, если есть вопросы, можно подтвердить договорённости и выборы, которые когда-то сделали. Его можно отдать на ревью, показать стейкхолдерам, обновить. В общем, с документом удобно работать и использовать его по-разному.
Техстратегия № 1: неудачная попытка
Три года назад я руководил тремя вертикалями в Авито: Авто, Недвижимость и Работа. У этих направлений не было общих целей по продукту и бизнесу, все двигались с разной скоростью и в разные стороны, и с точки зрения технологий пересечений тоже было мало.
Тогда я подумал написать для каждой вертикали свою техстратегию. Моей целью было выстроить самостоятельные команды, предложить новые возможности для бизнеса и потом собрать общую стратегию, которая позволила бы технологически двигаться в одном направлении. Мы с командой старались полгода, но не написали ни одного документа. Зато получили ценный опыт и сделали выводы.
Почему не получилось:
- Не понимали, о чём писать в техстратегии и что она должна содержать
- Не смогли применить теорию из книг по бизнесу к технологическим реалиям
- Не все в команде поверили в полезность техстратегии
- Не было командной работы — каждый делал свою стратегию
Техстратегия № 2: удачная попытка
Через полтора года я решил попробовать ещё раз. Тогда я уже стал CTO Авито Товаров и решил все горячие проблемы — собрал команду и выстроил процессы. Передо мной встал вопрос: «Что делать дальше?»
В отличие от предыдущего раза я уже видел общие проекты и точки пересечения команд внутри вертикали. На примере общей стратегии мне хотелось научить менеджеров самостоятельно готовить подобные техстратегии для своих команд. И заодно я решил избавиться от чайка-менеджмента, когда я неожиданно «прилетал» в проект и говорил, кому и что делать.
Как писал техстратегию в этот раз с учётом прошлого опыта:
👉 Вместо книжек обратился за помощью экспертов, которые делали в Авито бизнес-стратегии, но технические ещё не писали.
👉 Ответил себе на вопрос: «Зачем нужна техстратегия?» Это помогло сформировать примерный план, какие пункты должны быть в документе.
👉 Собрал командные воркшопы. Мы провели несколько встреч, где обсудили проблемы, возможные решения, идеи для развития и сформировали общее видение.
Вот какие темы для встреч у нас были:
- Обзор технической и бизнес-стратегий — 3 часа
- Проблемы и вызовы — 3 часа
- Целевое видение вертикали Авито Товаров — 3 часа
- Целевая архитектура — 1 раз в 2 недели, 2–3 месяца
👉 Организовал работу над документом. После воркшопов получился длинный список вызовов, действий и картинок с целевой архитектурой. Собрали всё это в стандартном для Авито формате — в стиле страничных документов Amazon.
После этого части документа распределили в команде, каждый писал свою часть самостоятельно или в небольших группах. Время от времени мы собирались все вместе, смотрели, что получается, обсуждали и корректировали.
👉 Сформировал финальное видение. Это оказалась самая сложная часть — из большого списка, что у нас получился, нужно было всё сгруппировать, определить приоритетность и связать между собой.
В итоге у нас получилась такая структура:
Если на неё внимательно посмотреть, можно увидеть три блока, о которых я говорил в самом начале:
- Диагностика и вызовы
- Что будем делать по-другому
- Какие результаты получим
Весь документ потом превратился в стратегический фреймворк, который ребята стали использовать в своих внутренних стратегиях. Другие команды Авито тоже им воспользовались. Я очень хотел, чтобы стратегия превратилась в живой процесс, который бы мы реализовывали.
Что делать со стратегией дальше
Чтобы техстратегия потом работала, можно обратиться к инструменту, который называется «Цикл Деминга». На самом деле он подходит для любого процесса, и его можно применять где угодно.
Мы с командой работали примерно по такой схеме:
1️⃣ Планирование. Что собираемся сделать?
2️⃣ Реализация. Что делаем?
3️⃣ Оценка. Какие получились результаты?
4️⃣ Действия. Что можем улучшить?
И так по кругу, пока проект не закончится.
Выводы и рекомендации
В заключение хотелось бы подвести итоги, что изменилось с появлением техстратегии и какие результаты получились. А также дать рекомендации тем, кто пишет стратегию в первый раз.
Что изменилось с появлением техстратегии:
- Команды стали более самостоятельными
- У нас появилось два новых проекта (TRX-платформа и DOMA)
- Три проекта вошли в общую стратегию Авито
Что бы я посоветовал себе три года назад:
- Ответить себе и команде на вопрос: «Зачем нам стратегия?»
- Если книжки не помогают — зови экспертов
- Работай над стратегией с командой — это отличный тимбилдинг
- Будь готов к самому сложному — формировать финальное видение стратегии