Какие уникальные проекты стали известны за пределами России
Локальный поисковик. Россия — единственная страна, где местная поисковая система успешно конкурирует с глобальной. Общемировая доля Google — 95%, а поиск Яндекса в России занимает больше 60% рынка.
Онлайн-банкинг. Тинькофф, развивающий технологичный онлайн-банкинг, заставил все банки меняться. Теперь в крупных банках России можно открыть счёт за пару минут, перевести деньги другому человеку за секунду, получать кешбэк — и всё это в мобильном приложении.
Сервис объявлений. Российская площадка Авито обладает самой большой аудиторией в мире в абсолютных значениях.
Тренды на российском рынке технологий
В России, как и во всём мире, можно наблюдать две тенденции. Первая основана на пользовательском тренде — это бурный рост ecom. Люди хотят покупать товары не выходя из дома, поэтому маркетплейсы обгоняют по популярности привычные офлайн-магазины. Вторая наблюдается в рамках технологического тренда — бум искусственного интеллекта. ИИ существует и развивается уже больше 20 лет, сейчас происходит расцвет генеративных нейросетей.
Какой эффект ожидается от ИИ? Компания «Яков и Партнёры» провела исследование и оценила потенциальный экономический эффект от внедрения ИИ в России в 6,9 трлн рублей к 2028 году. Сейчас такого же объёма, например, достигает весь рынок ecom в стране.
Насколько активно используются нейросети? В рамках Нейростата мы собираем статистику по генеративным нейросетям. Опросы показывают, что о визуальных моделях слышали 75% городских жителей в возрасте 18–45 лет, о текстовых — 58%. Активность пользования нейросетями быстро растёт: сейчас ими пользуется уже каждый третий опрошенный, а всего три месяца назад это был лишь каждый четвёртый.
Можно ли создать технологичный продукт в одиночку?
Создавать уникальные технологичные продукты можно даже в небольших командах. Например, разработкой сервиса Шедеврум для генерации изображений занимались всего 10 человек в течение нескольких недель. Но уже сейчас это приложение в сумме скачали более 7,7 млн раз.
Ещё один пример — модель для пересказа видео, вшитая в Яндекс Браузер. Она анализирует многочасовые ролики и выдаёт саммари на одну-две страницы. За этим продуктом стоит всего четыре человека. А сервис 300.ya.ru для пересказа текстов и видео — витрину для использования YandexGPT — и вовсе разрабатывал один специалист.
Над проектами можно работать как внутри корпораций, так и в рамках собственных стартапов. Причём работа в крупных компаниях нередко помогает наработать компетенции, чтобы запустить впоследствии собственный проект — например, сотни компаний образованы выходцами из Яндекса, и большинство из этих стартапов уже работают на глобальном рынке. Мы приглашаем специалистов, которые хотят работать с нами, и даём возможность работать над проектами внутри Яндекса. А тем, кто решил создать проект самостоятельно, предлагаем грант на доступ к YandexGPT API — нейросеть поможет небольшим технологичным компаниям с решением бизнес-задач.