Как адаптироваться к другим культурам и в результате понять себя

НачалоМодели сравнения культурРазличия по разным измерениямТипичные ловушки в общенииЗачем нужно разнообразие

Сегодня из-за переездов многие люди оказались в окружении других культур. Как знакомиться с чужими культурами и научиться понимать свою, а также какую пользу можно извлечь из разницы, рассказал Александр Ложечкин, CIO Райффайзен Банка.

Понимание нюансов разных культур помогает нам адаптироваться в обществе, находить общее и уважать различия. Первым, кто начал сравнивать культуры, был голландский учёный Тромпенаарс — он разработал модель национальных культурных различий. Интересный вывод из неё: в российской культуре сильнее ценится то, что человеку досталось по наследству — происхождение, город, родители. В американской культуре важнее, чего человек достиг сам, а не потому, что родился в семье миллиардеров.

Сейчас есть гораздо больше способов для сравнения культур.

Модель Хофстеде интересно интерпретирует отношение к счастью. Например, американцы хотят быть счастливы и ни на кого не обращают внимания, а для россиян важно одобрение общества.

Модель Эрин Мейер показывает, что Россия находится на уровне direct negative feedback. То есть россияне не боятся идти на конфронтацию, дают негативный фидбэк, не боясь кого-то обидеть, но делают это завуалировано.

Модель Glode исследует отношение полов в разных культурах. В культуре России, например, благодаря Октябрьской революции равноправие мужчины и женщины сильнее выражено, чем в других странах.

Карта Инглхарта — Вельцеля рассматривает культуры через призму ценностей. Тут интересно, как страны объединяются в зависимости от религий.

Культуры можно сравнить по нескольким направлениям. Вот самые интересные выводы.

Отношение к власти. Вопреки стереотипам, Россия не сильно отличается от Японии, Китая или от арабского мира — везде актуально правило «кто начальник, тот самый умный».

Коллективизм — индивидуализм: важнее команда и правила или личность и внутренние связи. Европейцы и американцы работают по правилам, а азиаты и особенно восточные азиаты гораздо больше смотрят на принадлежность семье (в широком смысле).

Отношение ко времени: о работе в режиме неопределённости и авралах. В России люди готовы в любой момент сорваться и совершить подвиги потому, что для нас время нелинейно.

Принципы — практика. Большинство математиков из Франции, Германии и России, потому что вся система образования этих стран и юриспруденция построены от абстрактного к конкретному. В то время как McKinsey, MBA и англоязычные культуры больше нацелены на практику.

Конфликт и обратная связь. Есть культуры, в которых несогласие не является конфликтом. В России мы можем поспорить с человеком по рабочим вопросам, но при этом остаться друзьями. В японской, китайской или арабской культуре несогласие становится причиной конфликта сторон.

Доверие. Это не только о доверии между людьми, но и о доверии к системе. Стукачество в нашей культуре является плохим поведением, а в западной культуре, где доверия к системе больше, «настучать — помочь человеку исправиться». Такие страны, как Германия, США и другие, считают, что система важнее дружеских отношений.

То, что очевидно для людей из одной культуры, не всегда понятно остальным. Есть несколько интересных ловушек в общении, которые объясняют этот барьер.

Ловушка обобщения. На примере модели Culture Map Эрин Мейер русская культура воспринимается на основе миллионов опросов в одном ключе. Но при прохождении опроса отдельным представителем русской культуры результаты мало соответствуют типичному портрету. Это типичная ловушка обобщения.

Слева представлен мой личный профиль, справа — средний профиль по России

Ловушка поляризации. Если сравнить профили среднего француза и среднего американца, они во многом совпадают.

Как мы смотрим на другие культуры

Для представителей других культур средний американец от среднего француза не сильно отличается. Но, несмотря на это, сами американцы и французы обращают внимание на полярности в культурах. Американцы считают французов слишком эмоциональными, нерациональными, а французы считают американцев занудами, неспособными на креатив.

Ловушка стереотипов. Есть стереотипы об отдельных нациях: немцы чёткие, американцы дерзкие, японцы послушные, русские хаотичные. Но есть исключения. Например, согласно исследованиям, японцы сильно избегают неопределённости. При этом, когда японцы готовят контракты, они оставляют в них много пространства для манёвра, формулировки нечёткие. А вот у американцев, которые не боятся неопределённости, в контрактах всё чётко прописано.

Ловушка очевидности. Каждый считает остальных такими же, как он сам, но это не так. Свою культуру обычно считают очевидной, а другие — непонятными, странными и необычными. Поэтому люди не склонны объяснять и пояснять свои действия, что часто приводит к проблемам.

Ловушка уникальности. Представители нашей культуры часто считают себя суперуникальными, а остальных — примерно одинаковыми. Но все культуры разные.

Чем разнообразнее команда, тем лучше будет её результат. Появится больше разных точек зрения. Будет сложнее договориться, но при этом качество принимаемых решений станет выше. Сформируется лучшее понимание рынка, поскольку представлен разный опыт.

Если вы хотите понять свою культуру, рекомендую изучать культуры других. Выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается. Нужно искать баланс, чтобы адаптироваться и оставаться собой.

Скачать презентацию из выступления спикера

Поделитесь увиденным

Скопировать ссылку
ТелеграмВКонтакте