Предсказания в литературе: работают или нет?

НачалоНасколько точны предсказанияКак литература видит будущееПольза негативных сценариев

Действительно ли крушение «Титаника» предвидели ещё за 14 лет до катастрофы? Могла ли книга про выходцев из восточной Африки описать судьбу российских айтишников? Что вообще может предсказать литература и какие сценарии будущего мы видим в книгах?

На все эти вопросы отвечает книжный критик и шеф-редактор Букмейта Константин Мильчин. В выступлении Константин рассказывает, как писатели занимались предсказаниями и как работают литературные прогнозы.

Когда в мире происходит важное событие, нередко обнаруживается, что нечто похожее уже описывали в книгах. Самый известный пример — книга Моргана Робертсона «Тщетность, или крушение „Титана“». Многие считают, что автор предсказал катастрофу «Титаника»: оба корабля проходили по атлантическому пути, затонули из-за айсберга, а их пассажирами была английская аристократия. Складывается впечатление, что реальные события полностью повторили сюжет книги — автор почти угадал и с названием судна.

Но если изучить детали, окажется, что корабли часто называли в честь древнегреческих богов — например, того же Титана. А описанный в книге атлантический путь и вовсе был одним из самых популярных в ХХ веке. При этом главная сюжетная линия книги посвящена герою-моряку, а вовсе не трагедии корабля. Выходит, что автор попросту удачно попал в тенденции культуры и технологий того времени.

Ещё один случай «предсказания» — А. Н. Толстой и «Гиперболоид инженера Гарина». В книге автор описывает чудо-луч, сильно напоминающий современный лазер. Мы замечаем совпадение и запоминаем роман как пророческий и научный. Но при этом забываем, как в книге описывается абсолютно ненаучная идея о скоплении драгоценных металлов в центре Земли.

Герой книги собирался использовать гиперболоид для бурения породы Земли

«Предсказания» появляются из-за того, что мы придаём значение удачно совпавшим деталям. А те, что не воплотились в жизнь, упускаем.

Помимо предсказаний отдельных изобретений или событий, литература пытается прогнозировать и глобальные картины будущего. Этим занимается жанр фантастики.

Валерий Брюсов в наброске «Восстание машин» описывает будущее, где бытовая техника восстаёт и начинает убивать владельцев. Произведение рисует нам мир, в котором привычная жизнь внезапно рушится, а порядок исчезает.

Пол Линч в книге «Песня пророка» рассказывает о вымышленной Ирландии. По сюжету, в стране возникает диктатура и начинается гражданская война. Главная героиня пытается сохранить семью в условиях социальных и политических проблем.

Увидеть разбор этих произведений можно в записи выступления

Фантастика сводит возможное будущее к двум вариантам: анархии или цифровой диктатуре. При этом положительных исходов событий не так уж и много.

Из-за обилия тревожных сценариев в книгах можно подумать, что авторы пытаются нас напугать. Пример — книга «Станция Одиннадцать», вышедшая в 2014 году. По сюжету большая часть населения Земли гибнет от эпидемии свиного гриппа, из-за чего о книге вспомнили с приходом коронавируса. Для многих этот сюжет обострил тревогу от пандемии и заставил лишний раз поволноваться.

В своё время многие считали, что Александр Кабаков предсказал будущее России

Тогда в чём смысл пугать самих себя? Александр Кабаков писал, что литература помогает прожить страшные сценарии в книгах, чтобы не бояться их в действительности. В своё время он написал роман «Невозвращенец», который также называли пророческим, но сценарии из книги так и не воплотились в жизнь.

Тогда в чём смысл пугать самих себя? Александр Кабаков писал, что литература помогает прожить страшные сценарии в книгах, чтобы не бояться их в действительности. В своё время он написал роман «Невозвращенец», который также называли пророческим, но сценарии из книги так и не воплотились в жизнь.

Поделитесь увиденным

Скопировать ссылку
ТелеграмВКонтакте