Действительно ли литература предсказывает будущее
Когда в мире происходит важное событие, нередко обнаруживается, что нечто похожее уже описывали в книгах. Самый известный пример — книга Моргана Робертсона «Тщетность, или крушение „Титана“». Многие считают, что автор предсказал катастрофу «Титаника»: оба корабля проходили по атлантическому пути, затонули из-за айсберга, а их пассажирами была английская аристократия. Складывается впечатление, что реальные события полностью повторили сюжет книги — автор почти угадал и с названием судна.
Но если изучить детали, окажется, что корабли часто называли в честь древнегреческих богов — например, того же Титана. А описанный в книге атлантический путь и вовсе был одним из самых популярных в ХХ веке. При этом главная сюжетная линия книги посвящена герою-моряку, а вовсе не трагедии корабля. Выходит, что автор попросту удачно попал в тенденции культуры и технологий того времени.
Ещё один случай «предсказания» — А. Н. Толстой и «Гиперболоид инженера Гарина». В книге автор описывает чудо-луч, сильно напоминающий современный лазер. Мы замечаем совпадение и запоминаем роман как пророческий и научный. Но при этом забываем, как в книге описывается абсолютно ненаучная идея о скоплении драгоценных металлов в центре Земли.
«Предсказания» появляются из-за того, что мы придаём значение удачно совпавшим деталям. А те, что не воплотились в жизнь, упускаем.
Какие сценарии будущего предлагает литература
Помимо предсказаний отдельных изобретений или событий, литература пытается прогнозировать и глобальные картины будущего. Этим занимается жанр фантастики.
Валерий Брюсов в наброске «Восстание машин» описывает будущее, где бытовая техника восстаёт и начинает убивать владельцев. Произведение рисует нам мир, в котором привычная жизнь внезапно рушится, а порядок исчезает.
Пол Линч в книге «Песня пророка» рассказывает о вымышленной Ирландии. По сюжету, в стране возникает диктатура и начинается гражданская война. Главная героиня пытается сохранить семью в условиях социальных и политических проблем.
Фантастика сводит возможное будущее к двум вариантам: анархии или цифровой диктатуре. При этом положительных исходов событий не так уж и много.
Литература помогает не бояться будущего
Из-за обилия тревожных сценариев в книгах можно подумать, что авторы пытаются нас напугать. Пример — книга «Станция Одиннадцать», вышедшая в 2014 году. По сюжету большая часть населения Земли гибнет от эпидемии свиного гриппа, из-за чего о книге вспомнили с приходом коронавируса. Для многих этот сюжет обострил тревогу от пандемии и заставил лишний раз поволноваться.
Тогда в чём смысл пугать самих себя? Александр Кабаков писал, что литература помогает прожить страшные сценарии в книгах, чтобы не бояться их в действительности. В своё время он написал роман «Невозвращенец», который также называли пророческим, но сценарии из книги так и не воплотились в жизнь.