Правильно упаковать свой опыт работы
В резюме принято описывать предыдущий опыт так: «Программировал на Python», «Участвовал в разработке мобильного приложения», «Занимался вёрсткой сайтов». Всё это — обязанности сотрудника. Они описывают процесс работы, но не результат. При этом работодатели не особо интересуются, чем человек занимался на предыдущем месте работы. Гораздо важнее, что он сделал и чего добился.
Если сложно вспомнить свои результаты за всю карьеру, попробуйте раз в квартал записывать всё, что сделали по работе за это время. Для резюме возьмите самые крутые кейсы.
Чтобы составить резюме, многие пользуются шаблонами, но в них могут быть блоки, информация из которых не так полезна рекрутеру. Вот на что они действительно обращают внимание:
- Достижения на предыдущем месте работы. Важно показать не процесс, а результат, как к нему пришли и какую роль выполняли в команде. Можно описать достижения в формате мини-кейса со структурой «проблема → решение → результат».
- Хард-скилы, которыми владеете. Например, для разработчика это может быть стек технологий. При этом стоит обращать внимание на то, чего требует работодатель, и не указывать лишнего. Иначе рекрутеру будет сложно понять, на какую вакансию претендует человек. Если всё же планируете указать все навыки, лучше выделить те, где вы чувствуете себя наиболее уверенно.
- Навыки управления. Если вакансия предполагает рост до руководителя, обязательно уточните, был ли такой опыт, какие задачи решали, какого размера была команда.
- Удобный формат работы. Сейчас не обязательно быть в офисе постоянно, многие предлагают гибридный формат работы или полную удалёнку. Если напишете о своих предпочтениях сразу, сэкономите время рекрутеру.
- Контакты, чтобы быстро с вами связаться. Бывает, что в резюме всё хорошо, оно грамотно составлено, но контактов нет. Рекрутер, скорее всего, всё равно найдёт кандидата, но потратит на это в несколько раз больше времени, чем мог бы.
Оптимальная длина резюме — до двух страниц. Всё, что длиннее, рекрутеры редко дочитывают до конца из-за высокой загруженности. Например, HR Яндекса в день может просматривать 100–200 резюме и делает это быстро благодаря насмотренности и пониманию, какой человек нужен на должность.
Сделать больше, чем другие кандидаты
Когда на вакансию большой поток резюме, рекрутерам сложно отбирать кандидатов, потому что все сливаются в один отклик. Именно поэтому важно привлечь к себе внимание — это можно сделать следующими способами.
Необычный опыт
Если у вас за плечами есть сложная или нестандартная задача, которую получилось решить, обязательно напишите об этом в резюме или сопроводительном письме. Например, когда Алексей Башкеев искал менеджера проектов, ему попалось резюме с таким кейсом.
Кандидат пришёл в компанию внедрять сложную информационную систему для заказчика. Условия контракта были жёсткими: за один день просрочки был штраф — 1% от цены контракта. Человек взялся за проект на второй месяц просрочки просрочки, и смог завершить проект с минимальным ущербом.
Такие истории цепляют рекрутеров и нанимающих менеджеров, им хочется познакомиться с кандидатом, узнать, как удалось добиться результата.
Дополнительная подготовка
Часто люди недостаточно инвестируют в поиск работы. Например, рассылают одинаковое резюме по всем местам или пишут сопроводительное письмо так, что его можно отнести к любой вакансии. Эти мелкие недочёты затягивают поиски и могут стать причиной отказа в месте, где действительно хотелось бы работать.
По мнению рекрутеров, инвестиции в поиск работы означают:
- Предварительную подготовку. Полезно поискать компанию мечты в интернете и узнать о ней больше перед тем, как отправлять резюме.
- Персонализацию резюме. Если вы отправляете отклик в разные компании, стоит написать свой вариант для каждой вакансии.
- Нешаблонный рассказ о себе. В сопроводительном письме стоит указать, почему вы хотите работать в компании, какую пользу можете принести. А ещё в нём можно ответить на вопросы, которые могут возникнуть у работодателя. Например, почему в карьере был долгий перерыв.
- Фоллоуап после встречи. Если интервью прошло успешно, полезно написать об этом рекрутеру в личные сообщения. Например: «Привет, я Илья, общались по вакансии Х, я соответствую критериям Y, Z, буду рад пообщаться ещё». Такое сообщение сэкономит время рекрутеру, когда он будет искать контакты людей, с которыми запланирует следующий этап интервью.
Подготовиться к интервью
Считается, что готовиться к интервью не нужно, а в некоторых случаях это даже нежелательно. Рекрутер обязательно заметит, что вы готовились, будет относиться предвзято, а результат интервью будет нечестным.
На самом деле готовиться к интервью и тестовому заданию — это нормально, и многие рекрутеры это приветствуют. Подготовка означает, что человек ответственно подошёл к поиску работы и наверняка будет вести себя так же, когда дело дойдёт до боевых задач.
Подготовка к интервью и тестовому — как тренировка у спортсменов. Если бегун долго не тренировался, он пробежит дистанцию, но хуже, чем если бы был в форме. Именно поэтому лучше заранее потратить время, привести себя в форму и выступить отлично.
Если устраиваетесь в крупную компанию, подготовиться к интервью будет нетрудно. Например, у Яндекса есть инструкции об этом — они появляются на первой странице поисковой выдачи по запросу «как подготовиться к собеседованию в Яндекс». Вот пара полезных статей с тренировочными задачами для тестового:
- «Как подготовиться к собеседованию» от Яндекс Go Dev
- «Собеседование в Яндексе» со страницы «Карьера» на сайте Яндекса
Выбрать из нескольких оферов
Чтобы устроиться в компанию мечты, важно не торопясь выбирать офер. Это особенно важно, если у вас их несколько. Часто люди смотрят только на зарплату и соцпакет. А потом переживают, что задачи неинтересные, команда не соответствует уровню, а пространства для развития нет.
Если невнимательно выбирать офер, есть риск стать «джоб-хоппером». Это люди, которые меняют место работы через полгода года после трудоустройства. Такое поведение настораживает рекрутера и провоцирует его на неудобные вопросы.
При выборе офера советуем обращать внимание на следующие детали, кроме зарплаты и бонусов:
- Как прошло интервью. Многие радуются, если интервью не проводили или оно было формальным. На самом деле это тревожный знак. Есть вероятность, что в компанию берут всех подряд, поэтому уровень команды может проседать.
- Есть ли потенциал для роста. Хорошо, если в компании есть варианты не только вертикального, но и горизонтального развития. Например, руководитель не ограничивает сотрудников рамками одной команды или продукта и даёт возможность менять место внутри компании при определённых условиях.
Рекрутеры обычно поощряют вопросы со стороны соискателей — это тоже показывает, что человеку не всё равно, где работать. Особенно это важно в сфере IT: люди там горят своим делом и надеются найти таких же коллег. Именно поэтому после собеседования стоит обдумать свои перспективы на каждом месте, внимательно изучить офер, составить список вопросов и отправить рекрутеру.