Факторы, которые способствуют росту
Даже если вы не хотите расти и вам комфортно работать сеньором, вас будут подталкивать бизнес, конкуренция, технологии и мотивация.
Бизнес. Бизнесу нужно растить команду, потому что это дешевле и быстрее, чем нанимать и обучать человека.
Технологии. Растут библиотеки, ML и AI — развитие технологий заставляет расти и нас.
Конкуренция. По данным исследования, опубликованного на Хабре, в 2023 году джуниор-специалистов стали искать на 101% чаще. Это классно. Но на сентябрь 2023 года на hh.ru было 2 700 вакансий для сеньоров и 600 вакансий для джуниоров.
По данным авторов курсов, в 2021 году 69 тыс. человек обучались или хотели учиться IT-специальностям, а в 2022 году — 99 тыс. По мнению спикера, в 2023 году число желающих будет ещё выше. При этом на 100 тыс. человек только 600 вакансий, и конкуренция огромная.
Можно подумать, что к сеньорам это не относится, но оказывается, что их на рынке тоже много. Сеньора, который не растёт, также может сместить конкурент.
Метрики роста в компаниях
Расти в компании проще всего, потому что там есть инструменты для роста: skills matrix, levels radar.
Лестница грейдов. В Google есть лестница Software Engineer Levels. Интересная особенность компании в том, что вас не заставляют расти выше L6, то есть Staff SWE. Вы можете дойти до уровня сеньора и продолжать работать на этой должности 20–30 лет.
К сожалению, так бывает не всегда. Часто наш бесконечный рост продиктован ростом бизнеса и потребностей.
Если у вас в компании нет лестницы грейдов, можете посмотреть диаграмму на сайте engineering ladders, чтобы понять, как и куда расти.
Матрицы скилов. Кроме того, во многих компаниях есть матрицы с левелами и скилами.
Можно найти в таблице свою должность и посмотреть, что нужно сделать для повышения грейда. Такая таблица показывает сотрудникам прозрачность роста.
PDP (Personal Development Plan). Вы работаете со своим менеджером и используете PDP, чтобы понимать, куда расти. Но не всегда понятно, что нужно делать для развития. В компаниях часто нет формального инструмента для роста.
Ваше развитие внутри компании должно подчиняться метрикам SMART, то есть быть:
- Определённым (Specific) — должно иметь чётко оговорённые условия.
- Измеримым (Measurable). Например, вас повысят, если повысится определённая метрика KPI.
- Достижимым (Achievable). Иногда до цели слишком далеко. Например, если вы Python-разработчик уровня «джуниор», вас повысят, когда выручка компании увеличится на 100 миллионов.
- Релевантным (Relevant).
- Конкретным (Time-bound) — относиться к конкретному периоду времени. Например, не завтра или после новогодних, а в конце Q1.
К сожалению, в компаниях не всегда есть эти метрики. Если вы менеджер и можете повлиять на их появление, лучше добавить их.
Как связаны рост и время
Иногда в компании нет роста. Тогда мы переходим в другую компанию и ожидаем стабильного карьерного развития с течением времени:
Так бывает не всегда. Чаще всего, когда вы переходите из компании в компанию, на графике вашего роста появляются падения:
Падение происходит, когда вы увольняетесь и теряете навыки в компании при переходе на новую должность. Причина в том, что, кроме хард- и софт-скилов, есть навыки контекста компании, которые долго приобретаются. Например, вам уже знаком коллектив и рабочие процессы, вы знаете правила игры. Когда вы приходите в новую компанию, правила обнуляются, и вам приходится заново приобретать навыки контекста компании — этап подъёма. Затем наступает стабильность — период плато.
Такой нелинейный рост подтверждается в статье Гергели Ороша (Gergely Orosz) The Seniority Roller Coaster and Down-Leveling in Tech. В ней сказано, что вы достигаете потолка по должности в компании и немного даунгрейдитесь, когда переходите на другую должность. Даунгрейд происходит, даже если у вас повышается должность или зарплата.
Самое важное — понимать, что в идеальном мире в новой компании вы через какое-то время повышаете свой грейд, потому что иначе это не рост, а переход из одной компании в другую.
Куда и как расти
Бывает так, что вы хотите расти, но не знаете, куда именно и что для этого нужно делать. Это стандартная история.
Посмотрим на график осознанности. Пока мы джуны или только начинаем в IT, мы точно знаем, чего хотим. Потом мы становимся мидлами, затем сеньорами, и оказывается, что мы не понимаем, что делать и куда расти.
Джуну легко найти курсы, даже бесплатно и без смс, и стать мидлом или сеньором. При этом по запросу «курсы архитектор» вы увидите мало результатов — большая часть будет для архитекторов, которые строят дома.
Мы часто думаем, что рост — линейная величина, которая повышается со временем. Но это не так. Рост вашей должности ограничен самой высокой позицией в компании, выше которой не вырасти: сеньор-менеджер → вице-президент → CTO. Рост по деньгам не коррелирует с вашей должностью — вы можете получать гораздо больше, оставаясь на должности сеньор-разработчика. Ещё есть личный рост, который иногда уменьшается со временем.
Спросите себя, куда вы хотите расти. Может оказаться, что вы сменили должность ради повышения зарплаты, но в итоге вам не платят больше. Или вы хотели роста личных качеств и хард-скилов, но они не растут на новой должности.
В книге «Прыгни выше головы» Маршалл Голдсмит пишет, что ваши личные качества, которые мы сейчас назвали бы софт-скилами, должны расти и адаптироваться. В противном случае вы можете дорасти до момента, когда прежде успешные действия перестанут работать.
Софт-скилы, необходимые для роста. Софт-скилов очень много, поэтому непонятно, как расти. На основании личного опыта Евгений выделил шесть софт-скилов, которые должны быть прокачаны независимо от должности: коммуникация, проактивность, управление временем, решение проблем, адаптивность, привычка.Коммуникации. Ваше общение должно подчиняться правилу пяти
1. Коммуникации. Ваше общение должно подчиняться правилу пяти С:
- Ясность (Clarity). Сведите к минимуму количество идей в предложениях. Чётко формулируйте своё послание, которое хотите донести.
- Связность (Cohesiveness). Избегайте противоречивых мыслей.
- Законченность (Completeness). В сообщении должны быть все вводные для выполнения задачи.
- Краткость (Conciseness). Избегайте слов-паразитов и экономьте время коллег.
- Уважение (Compassion). Не смешивайте рабочую переписку с личной, особенно в top-to-bottom сообщениях.
2. Проактивность. Старайтесь проявлять инициативу и брать задачи, которые приходят в общий чат. Например, от саппорта. Рано или поздно вам будут за них платить.
3. Управление временем. Вам поможет:
- Личный трекер задач.
- Focus slots — заранее забронированное вами время, чтобы фокусироваться на задачах.
- Off-meetings day — день без совещаний.
- Отдых.
4. Решение проблем. Наиболее частые сложности в решении проблем:
- Бессистемность. Акцентируйте внимание не на действиях, а на результате и отодвигайте на второй план всё, что мешает вам решать проблемы.
- Пересади мартышку. Не перекладывайте ответственность за проблемы на плечи других людей.
- Нет рефлексии. Когда вы справились с факапом, подумайте, как в следующий раз можно его избежать. Особенно это важно для нетехнических проблем, у которых, в отличие от технических, нет инцидентов и постмортемов.
5. Адаптивность. Это сложный вопрос, у которого нет правильного ответа. Спикеру адаптироваться помогло решение задач и подстройка под меняющиеся условия, в которых выживает сильнейший.
6. Привычка. Не ставьте целей, а приобретайте привычки. Так ваша мотивация будет расти со временем, потому что привычки сами себя поддерживают.
Эти шесть навыков помогают вам расти, но привычка — наиболее важный из них.
Мотивация
Согласно теории потребностей Макклелланда, людей мотивируют три вещи: достижения, принадлежность и власть.
- Достижения. Люди любят достижения и завершённые дела. Парадокс в том, что те, кого мотивируют закрытые задачи, часто не сильно растут. Они берут цели, которых могут достичь, потому что не получат удовольствия от сложных и невыполнимых задач. С этой проблемой можно и нужно работать. Понаблюдайте за собой и отметьте, как вы относитесь к неразрешимым проблемам.
- Принадлежность. Например, к определённой группе. Часто в обязанности людей, которых мотивирует принадлежность, входит построение комьюнити, они могут работать деврелами или сотрудниками саппорта. Но этот тип людей — плохие менеджеры, потому что им очень сложно кого-то уволить при необходимости.
- Власть. Люди, которые любят власть, часто быстро растут. При этом им не хватает эмпатии.
Итог
Спросите себя, зачем вам нужно расти. Помните, что постоянное развитие невозможно. Кажется, что импульс линейно увеличивается, но на самом деле он затухает со временем.
Мотивация людей со временем меняется волнообразно: то растёт, то падает. При этом важно среднее значение, потому что оно показывает желание человека расти.
Кроме того, по данным психологического исследования, чем больше у вас незавершённых задач, тем ниже мотивация.
Чтобы расти, нужно хотеть расти. Звучит как мем или волчья цитата, но это половина правды. Вторая половина: для того чтобы расти или не расти, нужно ваше желание. Подумайте, где вы видите себя через пять лет. Может оказаться, что вы двигаетесь не в том направлении, в котором хотели.